You are viewing [info]sonnick's journal

sonnick - Что нужно, чтобы быть психотерапевтом [entries|archive|friends|userinfo]
sonnick

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Что нужно, чтобы быть психотерапевтом [Nov. 27th, 2009|06:13 pm]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
Львиная доля полученных в университетах знаний нужна психологу только для того, чтобы снижать собственную тревогу или укреплять уверенность в себе. Что в сущности одно и то же.
Для работы же психологу-практику или психотерапевту нужно совсем немножко знаний, а именно: капелька теории плюс отточенное умение задавать вопросы.
И еще те качества, которые и отличают профессионала от барышни, закончившей психологические курсы.
Им не учат. А это необходимые, кажется, вещи для такой работы. Гораздо более важные, чем ученые теории и высокие практики.

Впрочем, им наверное, нельзя научить. Можно только научиться.


Из них:

  1. умение молчать
  2. способность выносить несовершенство мира
  3. интерес к людям, а не к их слабостям и недостаткам
  4. способность выносить многообразие мира
  5. знать, что ты никогда не можешь быть правым вполне
  6. отсутствие жалости к людям при сохраненной способности сострадать любому клиенту
  7. помнить, что все происходящее всегда правильно, верно и имеет причину и резон, даже если ты их не видишь или хочешь, чтобы было по-другому
  8. помнить, что скучная стабильность – залог безопасности и стартовая площадка чего угодно
  9. умение сдерживать свое чувство юмора
  10. помнить и не забывать, что все проходит. Даже ярость и слезы
  11. знать, что ты никогда не переделаешь мир и даже одного человека. Как бы сильно этого не хотелось. Изменить можно только самое себя, во всех остальных случаях -ты только пособник и орудие перемены
  12. Не забывать, что отсутствие проявлений страдания не означает, что его нет. И наоборот, бурные проявления страдания ничего не говорят о его силе. Они говорят только о том способе, каким это страдание существует и взаимодействует с миром
  13. Есть вещи, которые невозможны. Это касается природы каждого отдельного человека. Ее переделать невозможно.
  14. Возможно все. Даже то, что кажется абсолютно нереальным. Это касается событий каждой отдельной судьбы – здесь нет ничего невозможного.
  15. Умение выносить за скобки работы бОльшую часть собственной потребности в помощи и поддержке
  16. Психолог! Помни: твой номер – шестнадцатый! Ты только средство и эпизод в жизни клиента.


Ну и еще по мелочи – помнить,
что каждый выбирает свою судьбу,
что у разных людей разное представление о счастье и благополучии,
что ты не лучше, не хуже и уж точно не умнее клиента,
ну и так дальше…

Веселенькое это дельце, быть практикующим психологом


А [info]skuzn говорит, что эти качества просто отличают человека от homo sapiens и нет в этом ничего личного специфичного-психологического
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 03:45 pm (UTC)

(Link)

седьмое совершенно невозможное, как к такому привыкнуть?
я уже не говорю про пятое, которое просто ужасно обидное.
[User Picture]From: [info]skuzn
2009-11-27 05:08 pm (UTC)

(Link)

пару перерождений надо посвятить медитации - и золотой ключик у нас в кармане
потому что правило номер семь - один из главных тезисов буддизма
ну, он не входит в четыре драгоценности, но, так сказать, прописан внутри всего учения.

пятое обидное только если считать "правоту" большой ценностью
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 05:18 pm (UTC)

(Link)

Наверное, мой отец был тайным буддистом.
Это он забавлялся в мои лет одиннадцать, показывая, насколько прекрасно с точки зрения чистого разума то, что меня пугает или возмущает.
Для меня это в некотором смысле оказалось выбором между состраданием и спокойствием, а потом оказалось, что можно чередовать. Хотя сострадание среди меня пока все-таки пользуется большим спросом.
Во всяком случае, я очень сочувствую знакомой семье, которая завтра хоронит умершего от спида мужа и отца. А с точки зрения биологии спид, конечно, благо.
[User Picture]From: [info]skuzn
2009-11-27 06:32 pm (UTC)

(Link)

по буддизму, как мы понимаем, сострадание ничему не противоречит
ну, то есть, в мире есть скрытая гармония, но это не мешает сострадать всем живым существам, эту гармонию не постигающим
а те которые постигли ее полностью - те уже не нуждаются в сострадании
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 07:11 pm (UTC)

(Link)

В том варианте, который я получила, постижение и сострадание почти взаимоисключающие субстанции
К тому же я сама скорее все-таки отношусь к непостигающим
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 05:26 pm (UTC)

(Link)

мне настолько совершенно не близок буддизм (вместе с идеей перерождений), что, думаю, седьмое так для меня и останется непредставимым.

возможно. я не задумалась о причинах, просто озвучила, что мне пришло в голову, когда я примерила эти принципы на себя. мне кажется, обидность пятого вытекает из непредставимости седьмого.

я перечитала. очень злобно прозвучало, да? извини, пожалуйста.

Edited at 2009-11-28 01:11 am (UTC)
[User Picture]From: [info]katichka
2009-11-28 12:49 am (UTC)

(Link)

мне кажется, лея пошутила...
причем удачно - ты развелся!
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-28 01:02 am (UTC)

(Link)

ты слишком хорошо о лее думаешь, вот, что я тебе скажу :) у меня же, правда, небольшое мыслительное пространство, какие-то вещи туда просто не помещаются.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-28 08:59 pm (UTC)

(Link)

Не все же нужно головой понимать
Многие вещи и сами по себе могут в нас жить и только выглядывать в поступках или рассказах
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-28 11:22 pm (UTC)

(Link)

меня бы расстроила, если бы во мне жило что-то, что на данном этапе моего развития кажется мне неправильным :)) может, потом...
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-29 12:29 am (UTC)

(Link)

Это на любом этапе огорчительно, наверное
если живет внутри что-то, что кажется неправильным
Хотя оно, конечно, все равно живет
столько практик придумано, чтобы соотноситься с этим
И все равно не помогает
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-29 01:33 am (UTC)

(Link)

я просто не верю в то, что оно живёт. и, главное, невозможно же знать наверняка, ни что живёт, ни что не живёт.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-29 02:01 am (UTC)

(Link)

кажется, можно догадываться подмечая в себе неожиданности
И сны
И ошибки
Ну, всякие незапланированные вещи
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-29 02:06 am (UTC)

(Link)

конечно! но если чему-то нет места в моей картине мира, то через какие сны и странности я смогу об этом догадаться? мне кажется, я, скорее, догадаюсь о чём-то другом, что есть в моей картине мира. нет? мне так кажется...
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-29 02:10 am (UTC)

(Link)

Иногда все же получается
С помощью знания, что оно там живет (может быть живет)
особенно если задаться такой целью
Или нужно внешнее зеркало
Тогда есть шанс
Но чаще не видится конечно, Вы правы
До смешного можно не видеть то, что у тебя (у меня) под носом
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-29 02:20 am (UTC)

(Link)

Это да, это правда.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 05:13 pm (UTC)

(Link)

Мне пятое не обидно вовсе.
Имхо, из этого зазора между моей правотой и реальностью и появляются чудеса и сюрпризы, в том числе приятные.
А к седьмому я стараюсь привыкать. Иногда оно получается - и тогда делается очень успокоительно и любопытно. А потом я опять отвыкаю, и тогда очень маюсь :))
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 05:31 pm (UTC)

(Link)

я, наверное, скорее про какую-то идеальную ситуацию думала. то есть, мне внутренне хочется, чтобы в каждый момент времени кто-то был абсолютно прав, чтобы это можно было считать точкой отсчёта. и, возможно, когда-нибудь этот кто-то буду я (или не буду, это уже неважно, важно, чтобы это было в принципе возможно, иначе ощущение пустоты под ногами) :))

КАК? вот как это можно принять - не в качестве допущения, а внутренне?
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 06:21 pm (UTC)

(Link)

Ага
Мне тоже хочется, чтобы кто-то был абсолютно прав
Поэтому на меня так успокоительно действует седьмое
Оно предполагает наличие этой абсолютной правоты. Само происходящее право. И если пошевелить мозгами, то можно эту правоту (правильность) понять (угадать) - и тогда возможно принять и ощутить себя частью потока. на который можно полагаться.
Или сказать - ты прав, но я все равно не согласна
И при этом знать, что я в своем неприятии тоже права
Ну как-то так
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 06:45 pm (UTC)

(Link)

Правда? На меня наоборот.
Это же не та правота. Это же... абсолютная, но относительная правота по принципу "и ты, Хаимке, прав", об неё нельзя замериться, с ней нельзя свериться. И на правоту потока тоже положиться нельзя, потому что нет потока, строго говоря. Если бы он был, можно было бы плыть с ним, плыть поперёк, пытаться плыть вспять, а так - просто правая безвоздушная пустота. Болтайся себе. Правым. В общем, меня мало для этой идеи, я не могу вместить её в себя, и она меня очень удручает, когда я пытаюсь это сделать.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 07:08 pm (UTC)

(Link)

Да.
отношения с пустотой такая для меня сложная штука, что я упрямо стараюсь сделать вид, что ее нет.
Вы, конечно, правы.
Если впустить сюда еще пустоту - этот пункт ужасно трудная вещь.
Примерно как принять собственную смертность.
Это уже за рамками профессионального. И в масштабах жизни - страшенная штука.
Хотя хочется верить, что посильная.
Я видала примеры. Мало, но есть.
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 07:22 pm (UTC)

(Link)

Наверняка посильная. Но мне точно не. По крайней мере, точно не сейчас :)
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 07:28 pm (UTC)

(Link)

И мне не сейчас
по моим наблюдением, для того, чтобы это осилить, нужно чтобы смерть с косой достаточно долгое время не просто стояла за плечами, но еще шумно дышала в затылок и медленно заносила косу для удара. Это самый распространенный путь, для тех, кто получает эту возможность и еще успевает ей воспользоваться, поскольку такая работы требует немалого времени.
Или нужно вступить в совершенно особые отношения не только со страхом, но еще со злостью, упрямством, смирением и восхищением. А вот со злостью и упрямством у меня пока не очень, я не умею направлять их куда мне нужно
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 08:47 pm (UTC)

(Link)

Я вот даже не уверена, что мне хочется.
Было бы интересно из чистого любопытства мочь принять. Но принять как единственную правду - я не уверена, что хочу.
Мне нужна система координат :)
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 10:44 pm (UTC)

(Link)

Мой опыт общения со смертельно больными - на терминальной стадии - которые успели пройти этот путь показывает с абсолютной уверенностью что у этих людей появляется очень ясная система координат. Они обретают душевное равновесие, ясность, как-то очень легко отделяют зерна от плевел и легко и глубоко радуются. И совсем не боятся.
Это состояние души вызывает у меня страшную зависть, но я слишком труслива и ленива, чтобы пройти этот путь самостоятельно. Пока. Даже приближение к этому опыту меня, как показал недавний опыт, пугает.
Но может когда-нибудь, если успею
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-28 01:09 am (UTC)

(Link)

мне надо подумать, я не уверена, что правильно поняла.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 07:09 pm (UTC)

(Link)

А для меня самый трудный тринадцатый
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 07:19 pm (UTC)

(Link)

Наверное, я понимаю. И мне, наверное, немного проще в этом пункте, потому что я не психолог, я не помогаю никому, и мне не приходится сталкиваться вплотную с ситуациями, которые надо чинить, не пытаясь менять невозможное. Это пункт, который я спокойно могу принять умозрительно, он мне не мешает :)
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 07:37 pm (UTC)

(Link)

Мне все время хочется, чтобы все (и я тоже) находили кратчайший путь к счастью, и не спотыкались о собственные ноги
А приходиться учиться идти этими же ногами самой обычной дорожкой и только придумать, как с таким устройством не натыкаться на самого себя
Этот пункт, конечно, равен седьмому с поправкой на наличие-отсутствие личной ответственности
И про мое личное нетерпение
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-27 08:50 pm (UTC)

(Link)

Наверное, я его просто как-то по-другому прочла, не так, как Вы написали... попробую его ещё подумать.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 10:46 pm (UTC)

(Link)

Наверное я, по обыкновению, невнятно выразилась :))
[User Picture]From: [info]test_na_trzvst
2009-11-28 01:10 am (UTC)

(Link)

стороны обменялись! :))
просто, мне кажется, я подошла очень предметно, поэтому этот пункт мне проще, чем седьмой.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-28 08:56 pm (UTC)

(Link)

Примите мой книксен, миссус :))
Есть, к счастью, разница опытов и взглядов
И возможность радовать и развлекать друг друга возможностью подумать, похихикать или упереться, по обстоятельствам
[User Picture]From: [info]svinxa
2009-11-27 03:50 pm (UTC)

(Link)

ну да, все это нужно просто для жизни и не только психологам.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 05:22 pm (UTC)

(Link)

Наверное
Хотя в жизни мне лично трудно считать себя вспомогательным средством и эпизодом для близких мне людей, не говоря уже о том, чтобы выносить бОльшую часть потребности в помощи, близости и поддержке за рамки отношений
Взаимная близость и привязанность очень милы моему сердцу
Чувство юмора и вовсе не хочется сдерживать
Но в целом да, удобная штука
Пойду медитировать :))
[User Picture]From: [info]svinxa
2009-11-27 06:25 pm (UTC)

(Link)

близость мне очень важна, но не тащить жн к людям, даже к самым близким ВСЮ свою потребность в поддержке.
у меня ее многовато и я стараюсь дозировать, близости это пока не мешает, скорее наоборот. близость и поддержка есть, а тащить в отношения все свои потребности без разбора - взрывоопасно:))
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 07:03 pm (UTC)

(Link)

И как всегда - вопрос пропорций
Все - и потребность в поддержке и близость и боль и радость - не должно быть ни недостатка ни избытка
Вот гармония и соразмерность и есть для меня один из упорно не решающихся (и упорно решаемых) вопросов моего личного соотношения с миром
[User Picture]From: [info]sashamisha
2009-11-27 06:42 pm (UTC)

(Link)

медитировать и остается
пункты первый, седьмой и пятый - ((

а вообще, прекрасно сформулировано.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-27 07:00 pm (UTC)

(Link)

А для меня труден тринадцатый

Спасибо :))
[User Picture]From: [info]rbelka
2009-11-27 11:28 pm (UTC)

(Link)

самое ужасное - это 9-й пункт :)
не то что сообразить - вообразить не могу :))
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-28 08:53 pm (UTC)

(Link)

Я ежедневно тренируюсь
Способствует просветлению и смирению духа :))
[User Picture]From: [info]diaamur
2009-11-29 03:44 pm (UTC)

(Link)

Есть в этом что-то кастанедовское. С п. 13 не согласна.
[User Picture]From: [info]sonnick
2009-11-29 08:18 pm (UTC)

(Link)

скорее всего это вопрос определения понятий "изменить" и "человеческая природа"
Я писала этот текст с самых традиционных позиций